Версия для слабовидящих

Процедура проверки организации государственным инспектором труда Госинспекции труда

19.08.2014

Государственные инспекторы труда и иные должностные лица Государственной инспекции труда в Ульяновской области осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труда и охране труда путем проведения проверок, в процессе расследования несчастных случаев, произошедших на производстве, а также приемке в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией производственных объектов и сооружений.

Принципы деятельности, основные задачи, полномочия, права и обязанности органов федеральной инспекции труда изложены в Положении о федеральной инспекции труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. № 78, Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ, утвержденном приказом Минтруда РФ от 29.02.2000 г. № 65, а также Трудовым Кодексом РФ.

Основными задачами Госинспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая права на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, противозаконных действий (бездействия) или злоупотреблений.

При выявлении такого рода нарушений в ходе проверок материалы направляются в Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.

Государственные инспекторы труда имеют право, при наличии удостоверения установленного образца, посещать в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства организации любой организационно-правовой формы.

При проведении проверок госинспекторами труда строго соблюдаются требования федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" №294-ФЗ от 26.12.2008.

При поступлении в государственную инспекцию труда заявления о нарушении трудовых прав работника госинспектору труда выдается приказ о проверке данного предприятия и в частности вопросов, на какие ссылается в своем заявлении работник.

Приказ о проведении проверки предъявляется руководителю, иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В ходе проверки госинспектор труда имеет право запрашивать и безвозмездно получать от руководителя и иных должностных лиц организации документы, объяснения и информацию, необходимую для осуществления проверки.

За непредставление необходимых сведений (информации) для осуществления законной деятельности государственному инспектору труда  статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки.

При выявлении в результате проведения проверки нарушений трудового законодательства государственным инспектором труда выдается обязательное к исполнению предписание, в котором указываются конкретные нарушения со ссылкой на статьи Трудового Кодекса РФ или иные нормативные документы, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений.

За невыполнение в срок законного предписания также предусмотрена административная ответственность в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае выявления в ходе проверки совершения должностным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В случае если должностное лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное административное правонарушение и вновь нарушило  законодательство о труде и охране труда, то это влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В целях проверки выполнения предписания руководителем организации государственный инспектор труда Госинспекции труда вправе провести плановую проверку по контролю.